«Любое лекарство — это яд, и только доза делает его лекарством» — это одна из наиболее известных фраз древнего философа и врача Парацельса. Действительно, большая дозировка любого препарата представляет потенциальную угрозу для здоровья, а иногда даже для жизни. Передозировка лекарствами является одной из нередких причин для экстренной госпитализации в стационар, иногда в отделение реанимации и интенсивной терапии. Однако еще одним немаловажным фактором, влияющим на судьбу таких людей, является то, как быстро им была оказана первая доврачебная и медицинская помощь. Что нужно знать о передозировке лекарствами, чтобы суметь вовремя распознать это опасное состояние? У нас все подробности.

Основные факторы риска передозировки лекарствами

Основные факторы риска передозировки лекарствами

Основная причина передозировки лекарственными средствами, в общем-то, одна — превышение дозы за пределы максимально допустимой. Оно может быть незначительным и тогда симптомы передозировки бывают легкими, а иногда больной выпивает сразу всю упаковку или банку с таблетками — в этом случае, как правило, развиваются серьезные проблемы со здоровьем.

Однако, доза любого лекарства — это понятие индивидуальное. И зависит она от следующих параметров:

  • Вес человека.

Девушка весом 45 кг и мужчина с массой тела 120 кг — это совершенно разные пациенты. Одно и то же заболевание у них требует назначение неодинаковых доз препарата. Соответственно и признаки передозировки у них развиваются под действием разного количества таблеток: чем ниже масса тела, тем меньшее количество их нужно выпить для того, чтобы это отразилось на самочувствии.

  • Возраст.

Дети и пожилые люди требуют индивидуального подхода в выборе дозы лекарства. Малыши очень чувствительны к большим количествам препаратов, поэтому передозировка у них может наступить при приеме обычной для взрослых людей дозы лекарственного средства.

  • Люди с патологией печени и почек.

Эти два важнейших органа участвуют в метаболизме лекарств в организме человека и выведении их наружу (с калом и мочой). Любые заболевания (гепатит, цирроз, пиелонефрит и др.) приводят к тому, что они работают не в полную силу, и токсические продукты задерживаются в кровеносном русле дольше, чем это нужно. В итоге прием нормальной дозы лекарства проявится аналогично передозировке.

Поэтому одна и та же таблетка на здорового взрослого, годовалого малыша и человека, страдающего циррозом печени, оказывает разное воздействие. То, что для одного — полезно, для другого может представлять опасность.

Наиболее распространенные причины передозировки

Наиболее распространенные причины передозировки

Существует две основных причины передозировки лекарствами: случайная (непреднамеренная) или осознанная (чаще с демонстративными или суицидальными целями). Первая имеет место в большинстве случаев.

Наиболее часто к передозировке приводят такие ситуации:

  • Несоблюдение рекомендации врача или невнимательность при приеме лекарственных средств. Например, вместо 1 таблетки в сутки больной по ошибке стал принимать по 3. В результате спустя один или несколько дней развиваются симптомы передозировки.
  • Снижение уровня интеллекта, памяти, зрения, что характерно в основном для пожилых пациентов. Они могут попросту забыть, что уже приняли лекарство и выпить его еще раз. Либо прибрести препарат в более высокой дозировке (например, таблетки по 100 мг вместо прописанных по 25 мг) и начать принимать его по обычной схеме (к примеру, 1 таблетка 3 раза в день). Поэтому фармакотерапия у этой категории людей должна проходить под контролем родных, которым следует проявлять о них заботу.
  • Желание быстрее получить эффект от лекарства. Например, бактериальное заболевание потребовало назначение антибиотика. Однако после первого приема больной не почувствовал мгновенного эффекта и вновь пьет таблетку, в надежде на ускорение выздоровления. Или после приема анальгетика зубная боль не прошла полностью и человек неоднократно вновь пьет лекарство, чтобы облегчить свое состояние.
  • Лечение одним и тем же лекарственным средством в различной форме. Например, человек одновременно принимает таблетки диклофенака, получает внутримышечные инъекции этого же препарата и местно применяет мазь аналогичного состава. Все они могут иметь различные названия, что создает впечатление разнообразного лечения, однако в состав всех входит одно и то же обезболивающее вещество диклофенак. Итог может быть печальным.

Передозировка с суицидальной целью

Прием большого количества таблеток остается одним из наиболее распространенных способов суицида во всем мире. Однако, к счастью, люди очень часто выпивают содержимое среднестатистической домашней аптечки, которая содержит неопасные препараты (но-шпа, активированный уголь, препараты от кашля, противовирусные, различные ферментные препараты и др.). После этого, испугавшись серьезности совершенного поступка, они вызывают скорую помощь (особенно это касается подростков, которые подсознательно хотят таким образом привлечь к себе внимание). Нехитрые медицинские манипуляции и процедуры в большинстве случаев приводят к быстрому выздоровлению. Но иногда исход бывает гораздо печальнее.

Передозировка какими лекарствами наиболее опасна для жизни

Передозировка какими лекарствами наиболее опасна для жизни

Есть определенный ряд лекарств, эффект которых в большей степени зависит от дозы, чем других. Терапевтический коридор — это интервал допустимых доз лекарственного средства, которые являются полезными и безопасными. Выход за его пределы (особенно в большую сторону) потенциально опасен для здоровья и даже жизни. Среди наиболее опасных с точки зрения передозировки препаратов следующие:

  • Различные седативные или психотропные препараты (фенозепам, фенобарбитал, галоперидол, амитриптиллин и др.);
  • Кардиологические препараты (гипотензивные, противоаритмические, нитраты);
  • Препараты, разжижающие кровь (аспирин, варфарин, клопидогрел, дабигатран и др.);
  • Препараты, влияющие на работу нервной системы (карбамазепин, допамин, сибазон и др.);
  • Ненаркотические анальгетики (парацетамол, нимесулид, диклофенак, кеторолак);
  • Наркотические анальгетики (промедол, морфин, кетамин, кодеин и др.). К счастью, в домашней аптечке их не найти, исключение составляют онкологические больные, получающие их по рецепту на последней стадии заболевания.

Симптомы передозировки лекарствами

Симптомы передозировки лекарствами

Заподозрить передозировку лекарствами достаточно трудно не только простому человеку, но и опытному врачу. Весь симптомы для каждого препарата могут различаться.

  • Прием внутрь большого количества таблеток от давления приводит к его резкому падению, обмороку, коллапсу вплоть до шока.
  • Противоаритмические препараты в больших количествах наоборот стимулируют появление тяжелых аритмий (фибрилляция или трепетание желудочков, полная внутрисердечная блокада).
  • Препараты для разжижения крови могут стать причиной развития различных кровотечений (наружных или внутренних).
  • Передозировка ненаркотическими анальгетиками нередко приводит к острой почечной или печеночной недостаточности.
  • Наркотические анальгетики приводят к блокированию дыхательного центра и смерти в результате остановки дыхания.
  • Препараты для лечения неврологических болезней (эпилепсия, болезнь Паркинсона и др.) в больших количествах могут стать причиной нарушения сознания, появления судорог, галлюцинаций и др.

Поэтому уникального симптома, говорящего о том, что у больного вероятнее всего имеет место передозировка лекарствами, не существует. Большую роль в выяснении причины этого состояния играет то, что может рассказать сам больной, если он находится в сознании и способен адекватно отвечать на вопросы.

Первая помощи при передозировке лекарствами

Первая помощи при передозировке лекарствами

Если вы видите, что перед вами находится человек в бессознательном состоянии и рядом с ним лежит пустой флакон или банка с лекарством, то есть большая вероятность того, что имеет место передозировка. В таком случае действовать следует незамедлительно, ведь на кону стоит его жизнь.

  • Сначала следует проверить наличие пульса на сонной артерии, дыхание и реакцию зрачков на свет. Если сохраняется хотя бы слабая пульсация и самостоятельное дыхание, то следует немедленно вызывать бригаду скорой помощи. При этом необходимо четко рассказать диспетчеру обо всем, что видите и слушать советы: на такие вызовы «скорая» прибывает в течение считанных минут.
  • Если сердцебиение, дыхание и реакция зрачков на свет отсутствуют, то имеет место клиническая смерть. Необходимо начинать проведение реанимационных мероприятий и одновременно с этим вызывать скорую помощь (желательно, чтобы все это делали разные люди). Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца следует проводить до приезда врачей, даже если вы сомневаетесь в эффективности этих мероприятий.
  • Если больной находится в сознании, но у вас есть реальные подозрения о передозировке лекарствами, для начала стоит промыть ему желудок. Для этого пациент должен выпить большое количество воды (2 литра), а затем искусственно вызвать рвоту. Далее можно дать ему сорбентный препарат (Полифепам, Энтеросгель, Фильтрум-СТИ). После этого следует вызвать скорую помощь для того, чтобы врачи убедились, что его здоровью и жизни ничего не угрожает.

Передозировка лекарствами — серьезное состояние, не стоит принимать на себя ответственное решение и пытаться справиться с ним самостоятельно. Эффект от большой дозы препарата иногда наступает не сразу, а спустя некоторое время, и только доктора смогут распознать последствия и принять меры для лечения этого состояния.